Концерт «Шедевры струнных»
Место проведения: галерея ARTE, КГАТОБ им.Абая
Дата: 11 декабря
Начало: 19:00
Исполнители: Еркебулан Сапарбаев, Александр Ихай, Дархан Садвокасов,
Павел Тарасевич, Таир Каратаев, Эльдар Айтбеков
Продолжительность: 1 час 40 минут
Парковка: нет
Возрастное ограничение: 10+
11 декабря, 2019
19.00
Галерея ARTE
Концерт «Шедевры струнных»
А. Шенберг - «Просветленная ночь»
Основоположник Нововенской школы Арнольд Шёнберг наиболее полно и последовательно воплотил в своем творчестве эстетические принципы музыкального экспрессионизма. Это один из тех композиторов, с чьим именем неразрывно связано представление о специфике музыкального языка XX века, о его кардинальных отличиях от музыкального языка всех предшествующих эпох.
Первым произведением, привлекшим широкое внимание к имени Шёнберга как композитора, оказался струнный секстет «Просветленная ночь», ор. 4 (1899) *,
* Это произведение чаще звучит в авторском переложении для струнного оркестра.
программой для которого послужило одноименное стихотворение немецкого поэта Рихарда Демеля *.
* Содержание стихотворения, точно отраженное в произведении Шёнберга, следующее: два человека, женщина и мужчина, идут рядом в холодную лунную ночь; женщина признается в измене; мужчина прощает ее и говорит слова утешения; души обоих сливаются в пантеистическом переживании зимнего пейзажа.
В секстете легко обнаруживаются влияния Вагнера и Листа, Малера и Рихарда Штрауса, Чайковского; тех элементов стиля, которые позже определят творческое лицо самого Шёнберга, еще совершенно не видно. Однако не следует торопиться с упреками в эклектичности, несамостоятельности. На самом деле перед нами уникальное явление: в музыкальном языке секстета удивительным образом осуществлен органичный синтез великих романтических стилей второй половины XIX века – произведение отнюдь не превращается в дивертисмент разных композиторских почерков. К тому же в «Просветленной ночи» Шёнберг уже выступает во всеоружии мастерства. Сочинение отличается совершенством формы, романтической одухотворенностью, сочетающейся с психологической глубиной, оно демонстрирует необычайную щедрость фантазии:
П. И. Чайковский - «Воспоминание о Флоренции»
История написания секстета дает красноречивое представление о том, насколько взыскательным и требовательным был П.И.Чайковский к своему творчеству. Практически закончив уже работу над сочинением, он все еще сомневается в успешной реализации своего замысла. Создав произведение в новом для себя жанре, Чайковский стремится как можно скорее прослушать его. "Печатать я не буду до тех пор, - пишет он К.К.Альбрехту, - пока Вы с Вашей компанией его не выучите и не исправите мне все, что будет неудобно, нехорошо, незвучно... Только тогда, услышавши его в Вашем исполнении и приняв во внимание все Ваши поправки и советы, я подвергну секстет исправлению и отдам его гравировать... Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета".
Секстет принадлежит в творческом наследии Чайковского к той примечательной группе сочинений, которая связана с тем, что композитор писал музыку, посвящая её местам своего пребывания, которые как-то особенно вошли в его жизнь, которые были ему сердечно дороги.
В целом музыка секстета - это действительно воспоминание о Флоренции и обо всем том, что пережито Чайковским в этом городе.
В концерте принимают участие:
- Сапарбаев Еркебулан – скрипка
- Тхай Александр – скрипка
- Садвакасов Дархан – альт
- Тарасевич Павел – альт
- Каратаев Таир – виолончель
- Айтбеков Эльдар – виолончель
Правила возврата: ознакомиться