Травиата (КАТМК)
ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА
Художественный руководитель - В. Матросов
Музыкальный руководитель - заслуженный деятель искусств России В. Горелик
Режиссер - Г. Оганесян
Дирижер - А. Мендельштам
Художник - В. Чалеев
Балетмейстер - М. Лепилина
Хормейстеры - Е.Кулакова, Т.Штыкова
Художник по костюмам - О. Витолс
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Травиата» — опера Джузеппе Верди на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. «Травиата» была впервые представлена публике 6 марта 1853 года в оперном театре Ла Фениче в Венеции и сначала потерпела провал, однако, переработанная, стала одной из самых знаменитых опер за всю историю. Постановки в Европе шли примерно в одно время с выходом «Дамы с камелиями» Дюма. Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди ее поклонников был и Дюма, тогда начинающий литератор. Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма молва приписывала настояниям его отца — прославленного автора «Трех мушкетеров».
Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых — она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, — юноше, которого Маргарита полюбила чистой и беззаветной любовью, склонны были видеть самого автора. В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура долго не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям буржуазного общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала шумный успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Верди, который вскоре принялся за создание оперы. Его сотрудником был Ф. Пиаве (1810—1876) — один из лучших либреттистов того времени. История короткой жизни женщины, отвергнутой обществом («traviata» - по итальянски “падшая”, “заблудшая”), но умеющей искренне любить, горячо тронула Верди. А.Дюма-сын сказал об опере «Травиата»: «Через пятьдесят лет никто и не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее». Необычным для оперной постановки того времени являлся в первую очередь выбор главной героини — куртизанка, умирающая от неизлечимой болезни. Как и ранее в «Риголетто» и «Трубадуре» Верди поставил на центральную роль персонаж, отвергнутый всеми.