97 человек за последний час интересовались этим событием.

«Вольный стрелок» (AstanaOpera)

ЗАКРЫТИЕ

МЕЖДУНАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ОПЕРАЛИЯ»

И XI ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА «АСТАНА ОПЕРА»

Карл Мария фон Вебер

«Вольный стрелок»

Опера в 2-х актах

КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Первое исполнение: Берлин, 18 июня 1821 года

Либретто Иоганна Фридриха Кинда, основанное на рассказе Иоганна Августа Апеля

Главный дирижер – Алан Бурибаев, Заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии РК

Главный хормейстер – Ержан Даутов, Заслуженный деятель Казахстана

Директор оперной труппы – Меир Байнеш, Заслуженный деятель Казахстана

Технический руководитель проекта – Виктор Караре

Помощники режиссера, ведущие спектакль – Алтынганым Ахметова, Айнур Халелова

Продолжительность – 2 часа

Исполняется на немецком языке

(сопровождается синхронными титрами на казахском и русском языках)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Вольный стрелок» (Der Freischütz) – романтическая опера написанная на либретто Иоганна Фридриха Кинда по одноименной новелле Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна. Однако либретто оперы отличается от своего первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают светлые силы.

Премьера состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре, под управлением автора. Далее последовали постановки в Карлсруэ, Лейпциге, Франкфурте-на-Майне (1821), под управлением автора – в Дрездене (1822) и в Капецбурге (1823), затем опера обошла сцены всей Европы. «Вольный стрелок» считается одной из вершин немецкого романтизма и первой немецкой национальной оперой.

С «Вольным стрелком» К.М.Вебера преемственно связано не только множество немецких опер XIX века, но и ряд произведений национальных оперных школ других стран. Характерные элементы драматургии и музыки «Вольного стрелка» нашли отражение в «Вильгельме Телле» Дж. Россини, «Роберте-Дьяволе» Дж.Мейербера, «Аскольдовой могиле» А.Верстовского. Значение этой оперы простирается далеко за пределы немецкого музыкального театра.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие развертывается в Чехии после Тридцатилетней войны (XVII в.). Один из лучших стрелков, Макс, потерпел неудачу на состязаниях. На следующий день они продолжатся, и исход их для Макса очень важен: если он победит, то получит в жены дочь Куно Агату и в придачу его наследственную должность лесничего. Сомнения в себе все более овладевают героем. Этим пользуется егерь Каспар, продавший душу Черному охотнику (Самьелю). Истекает срок договора с дьяволом. Если Каспар не отдаст Самьелю душу другого человека, он сам отправится в ад. Егерь решает соблазнить Макса и предлагает ему свое ружье, чтобы выстрелить не целясь в пролетающего на большой высоте орла. Птица падает мертвой: она сражена волшебной пулей. По утверждению Каспара, новую можно отлить в Волчьей долине. Макс готов отправиться туда. Тем временем его невеста объята непонятной тревогой. В тот миг, когда волшебная пуля поразила орла, со стены в комнате девушки сорвался портрет ее предка и ушиб ее. Тщетно пытается Макс успокоить Агату – она тревожится все больше, особенно когда узнает, что он собирается в Волчью долину. Девушка решает обратиться за советом и помощью к святому отшельнику.

Первым в Волчью долину приходит Каспар. Он вызывает Самьеля и затевает с дьяволом торг. Тот подарит ему семь пуль: шесть попадут в цель по воле стрелка, седьмую Самьель направит в сердце Агаты. Каспар ненавидит ее, так как она его отвергла. Если Агата погибнет, ее жених станет добычей Самьеля. Приходит Макс, перед ним появляются призраки матери и Агаты, пытающиеся удержать его. Каспар начинает отливать волшебные пули, поднимается буря, рушатся скалы. В распоряжении Макса семь пуль, но он легкомысленно израсходовал шесть, и у него осталась только седьмая – направляемая дьяволом.

Мысли и чувства Агаты в смятении, хотя она готовится к свадьбе. Мрачные предзнаменования, страшные сны волнуют ее. Энхен, ее подруга, хочет надеть на Агату свадебный венок, но в ларце оказывается траурный. Энхен прячет его и вкалывает в волосы невесты розу, подаренную отшельником. Начинаются состязания. Князь велит Максу подстрелить голубку. Появившаяся в эту минуту Агата умоляет жениха не стрелять: она видела сон, в котором сама была этой голубкой. Раздается выстрел – Агата падает без чувств, но пуля попала не в нее, а в Каспара. Роза отшельника спасла жизнь девушки. Макс, потрясенный, кается в своем грехе. Князь изгоняет его, но отшельник просит отменить приговор. Пусть свадьба Макса и Агаты будет отложена на год, в течение которого юноша докажет, что достоин своей невесты.