Пер Гюнт в Almaty Theatre

Almaty Theatre представляет проект «Неделя театра»  25 февраля впервые в Almaty Theatre будет представлен спектакль-исследование «Пер Гюнт» по пьесе классика норвежской литературы Генрика Ибсена, в которой фантазии героя переходят в реальность, а реальность прорастает вымыслом...

Пер Гюнт молодой деревенский парень - фантазер и залихват.

Чтобы оправдаться перед матерью за долгое отсутствие придумывает историю об охоте на прыткого оленя, не подумав о том, что история эта давно известна и мать ее уже слышала и знает.

Пер нравится девушкам, и мать мечтает его женить на Ингрид, дочери богатого хуторянина. Но – какая незадач! – вечером она выходит замуж. И не за Пера.

По дороге к Ингрид Пер встречает Сольвейг – светлую и чистую, послушную дочь крестьянина-сектанта. Пер приглашает Сольвейг пойти с ним, но получает отказ.

Огорченный и раззадоренный женихом, который не знает, как обращаться с невестой, Пер хватает невесту под мышку и уносит её в горы. Страстный порыв Пера недолог, он почти сразу отпускает Ингрид на все четыре стороны: ей далеко до Сольвейг!

Спасаясь от облавы, Пер прячется в лесу, где его привечают три пастушки и где он встречает дочь Доврского короля — правителя обитающих в лесу троллей. Его привлекает возможность стать принцем троллей, но ужаснувшим условиям, которые он должен для этого принять, Пер в ужасе пытается сопротивляться. Чудо спасает его.

Находясь в обморочном состоянии Пер встречается в лесу с Невидимой Кривой, которая обволакивает его путами и скликает для расправы крылатых демонов. Его спасает церковное пение и звон колоколов.

Мать и Сольвейг находят его в лесу. Сольвейг рассказывает Перу, что она ушла от родителей, решив остаться с ним навсегда. Пер счастлив.

Неожиданно он встречает в лесу сильно подурневшую Женщину в Зелёном с уродцем, которого она представляет Перу как его сына. Троллиха требует от Пера, чтобы он прогнал Сольвейг! Пер в отчаянии, его тяготит тяжёлое чувство вины. Он страшится запачкать Сольвейг своим прошлым и не хочет её обманывать. Он принимает решение от неё отказаться и уходит навсегда.

Встреча с матерью оказывается последней. Осе больна и чувствует, жить ей осталось недолго. Пер проводит с ней ее последние минуты, благодарит ее за весёлый нрав, за доброту, за терпение и заботу, которые он не ценил раньше. Не дожидаясь похорон, он уезжает «за море, и дальше».

Проходит много лет. Перу Гюнту под пятьдесят. Ухоженный и преуспевающий, он принимает на средиземноморском берегу Марокко гостей, которые превозносят хозяина за гостеприимство и щедрость. Он предлагает друзьям дело: помочь грекам-повстанцам в их борьбе за свободу! Гюнт хочет, чтобы они раздули пламя восстания как можно сильнее, чтобы поднять спрос на оружие. Он продаст его Турции, а прибыль они вместе поделят. Гости смущены. Им стыдно и одновременно жаль упускаемой прибыли. Фон Эберкопф находит выход — гости отнимают у Гюнта яхту и уплывают на ней.

Гюнт идет по пустыне, фантазируя и мечтая превратить Сахару в идеальную страну — Гюнтиану.

Встретив гурию Анитру, он представляется пророком. Анитра обманывает его — ей нужна не душа (которую она у пророка просила), а драгоценности Гюнта. Роль пророка ему тоже не удалась.

Некий Бегриффенфельд обещает познакомить Пера со своими каирскими друзьями. Дом с зарешеченными окнами оказался сумасшедшим домом, а Бегриффенфельд его директором.

Ошалев от атмосферы безумия, Пер падает в обморок, а безумный директор венчает его голову шапкой дурака.

Проходят годы. Пер Гюнт возвращается на родину. Его корабль тонет у берегов Норвегии, но Гюнту удаётся спастись.

Пер благополучно добирается до родной местности и случайно попадает на кладбище, где встречает много состарившихся до неузнаваемости давних знакомых. Он и сам остаётся неузнанным, хотя люди помнят, что был он «пренаглым сочинителем». А где же он теперь – повешен.

Зато Пера сразу узнает в лесу Пуговичник, который давно его разыскивает.

Пуговичник намерен перелить душу Пера в пуговицу — ведь ни в Рай, ни в Ад душа Пера не попадёт, она годна лишь на переплавку. Негодяем Пера Пуговичник не считает, но ведь и хорошим человеком он тоже не был. Самое же главное, Пер Гюнт не выполнил на земле своего предназначения — он не стал самим собой.

Пер Гюнт напуган, потому что нет ничего страшнее переплавки души. Он просит у Пуговичника отсрочку.

Пуговичник отпускает Пера с предупреждением, что будет ждать его на следующем перекрёстке.

В полном смятении ищет Пер определённость. Скитаясь по лесу, он выходит на построенную им когда-то избушку. На пороге его встречает Сольвейг, постаревшая, но счастливая от того, что увидела его снова. И Пер Гюнт понимает, что он спасён. Он оставался самим собой — в любви этой женщины.

 

В постановке поднимается основной вопрос существования – о нашем месте и смысле пребывания в мире, о том, что значит быть самим собой. Зритель вместе с режиссером будет искать в главном герое необычное качество – «орган фантазерства». Ибсен помогает увидеть те маяки, которые не дадут утонуть или раствориться, а может даже и затеряться в безбрежном море человеческой фантазии.