FORTE TRIO: «Камералық музыканың жауһарлары»
15 декабря Государственная академическая филармония им. Е. Рахмадиева представляет концерт «Шедевры камерной музыки». В камерном зале филармонии по адресу пр. Абая, 29 выступит известный камерно-инструментальный ансамбль Казахстана «FORTE TRIO». Начало концерта в 17:00.
В программе концерта коллектив исполнит фортепианные трио двух выдающихся композиторов – Антона Аренского и Сергея Рахманинова. Композиторов связывает одна страна, одна эпоха, одна консерватория – Рахманинов был студентом, в то время как Аренский был преподавателем в Московской консерватории. Оба были пианистами, дирижёрами и композиторами. Характерной особенностью обоих композиторов является неповторимый, богатый, выразительный мелодизм, который нашел отклик в сердцах миллионов людей.
Творчество С. Рахманинова стало настоящим символом русской музыки». Элегическое трио № 1 соль минор написано композитором в студенческие годы. Это юношеское сочинение по композиторской технике не уступает более поздним сочинениям Рахманинова.
Элегическое трио № 1 соль минор впервые прозвучало в январе в 1892 году – блестящий пианист Рахманинов сам исполнил партию фортепиано, в партии виолончели выступил Анатолий Брандуков, скрипки - Давид Крейн. Произведение имело успех, но в силу неизвестных причин осталось неопубликованным и на долгие годы забытым. И только в 1930 году оно было обнаружено в архиве русского певца, друга С. Рахманинова Михаила Слонова. В 1945 году Элегическое трио прозвучало в серии концертов, посвящённых Рахманинову, и ещё спустя два года произведение было впервые издано. Так было возвращено к жизни юношеское сочинение Рахманинова, и сегодня оно занимает достойное место в концертном репертуаре артистов.
Фортепианное трио №1, ре минор соч. 32 А. Аренского написано в 1984 году памяти известного виолончелиста, директора Петербургской консерватории Карла Давыдова. Аренский высоко ценил Давыдова как исполнителя-виртуоза, который неоднократно исполнял виолончельные произведения Аренского. В произведении, наполненном искренностью чувств, воплотились лучшие черты стиля композитора. Мелодическое обаяние сочетается в нём с классической стройностью музыкальной формы. По структуре Фортепианное трио ре минор представляет собой классический четырехчастный цикл, возможно, тем самым Аренский желал подчеркнуть приверженность Давыдова традициям, выделяя классическую направленность его творчества.
Первая часть – элегически печальная, но благородно сдержанная. В первом изложении главной партии отсутствует тембр виолончели, словно с уходом знаменитого артиста замолк и голос его инструмента. Первая часть в традиционной сонатной форме сменяется виртуозным скерцо во второй части, в которой не возникают образы скорби. Третья часть озаглавлена автором «Элегия» и возвращает к скорбному настроению. Особую роль здесь играет виолончель, в её тембре печальная тема приобретает особую глубину. Завершается Трио неожиданно бравурным финалом в строго классическом стиле.
Фортепианное трио № 1 ре минор впервые прозвучало в сентябре в 1894 году в Москве, где фортепианную партию исполнял сам Аренский. Ещё при жизни композитора Трио приобрело широкую популярность, которая сохраняется по сей день.
Государственное трио «FORTE TRIO», основанное в 2013 году, пользуется заслуженным признанием не только в нашей стране, но и за её пределами.
Основатель и художественный руководитель ансамбля заслуженный деятель РК, кавалер ордена «Құрмет», профессор Тимур Урманчеев (фортепиано) впервые в музыкальной истории Казахстана соединил три инструмента – фортепиано, скрипку и виолончель. В составе коллектива талантливые высокопрофессиональные музыканты – лауреат премии Фонда Первого Президента РК Мурат Нарбеков (виолончель), лауреат международных конкурсов Максат Джусупов (скрипка).