rebranding

Алпамыс (AstanaOpera)

Еркегали Рахмадиев

«Алпамыс»

Опера в двух  действиях с Прологом

Исполняется на казахском языке

(сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Либретто Каукена Кенжетаева

Впервые о замысле оперы «Алпамыс» композитор Еркегали Рахмадиев рассказал на страницах газеты «Вечерняя Алма-Ата»: «Образ мужественного богатыря Алпамыса открыл мне отец. Среди десятков эпосов, которые он знал и исполнял, Алпамыс был для меня наиболее ярким, живым, зримым. Прошли годы, и народный эпос вновь завладел моим воображением. События глубокой старины во все времена несли в себе самые высокие идеалы: защита отечества, борьба за мир и счастье народа. Мне захотелось изобразить и передать в музыке не только богатырскую мощь главного героя, но и великую, неиссякаемую силу всего народа, создать большое героико-эпическое полотно».

Автором либретто на основе широко бытующего в устном поэтическом творчестве казахского народа героическом сказании об Алпамысе стал Народный артист КазССР Каукен Кенжетаев. Из множества вариантов фольклорных образцов он отобрал самое существенное, важное, что содействовало бы раскрытию многогранного облика главного героя. В музыкально-сценической композиции оперы отчетливо проявляются эпические черты (временная дистанция между событием и его воспроизведением, сближение и столкновение поступков и действий главных персонажей, сопоставление и переплетение двух контрастных миров – реального земного и сказочно-фантастического и т.п.). При этом все сюжетное действие сосредоточено вокруг цельной и сильной личности – народного защитника Алпамыса.

Премьера оперы состоялась 26 декабря 1974 года. Режиссеры-постановщики – Байгали Досымжанов и Владимир Жданов, художник – Гульфайрус Исмаилова, дирижер – Валерий Руттер, хормейстер – Базаргали Жаманбаев, балетмейстер – Заур Райбаев. Вторая редакция оперы в 3-х действиях и 5-ти картинах с Прологом и Эпилогом прошла 5 марта 1976 года.

Оперу открывает акын-сказитель. Сопровождающая его монологи домбра сообщает действию неторопливый ритм. По-особому эмоционально наполнен Пролог, в котором страдающая Мать-Земля вручает своему сыну Алпамысу меч, благословляя его на ратные подвиги. Вся музыкальная ткань оперы пронизана народными напевами. Им противопоставляются яркие, образно-содержательные вокальные партии противоборствующих персонажей. Так, крупным планом показан коварный завоеватель Тайшик-хан, в котором жестокость органично уживается с холодным расчетом. Его вокальная партия своими преимущественно речитативными интонациями рельефно противопоставлена широкому, мягкому мелодизму партии Алпамыса.

СОЛИСТЫ ОПЕРЫ, ОРКЕСТР, ХОР, БАЛЕТ И МИМАНС ТЕАТРА «АСТАНА ОПЕРА»

ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА:

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Абзал Мухитдин, Заслуженный деятель Казахстана

Дирижер – Руслан Баймурзин

Режиссер-постановщик – Юрий Александров, Народный артист России, лауреат Государственной премии РК

Сценографы и художники по костюмам – Софья Тасмагамбетова, Заслуженный деятель Казахстана / Павел Драгунов, Заслуженный деятель Казахстана

Главный хормейстер – Ержан Даутов, Заслуженный деятель Казахстана

Консультант – Найля Рахмадиева

Художник по свету – Ирина Вторникова

Дизайнер по проекциям – Серджио Металли

Балетмейстеры-постановщики – Турсынбек Нуркалиев, Заслуженный деятель Казахстана /

                                                         Галия Бурибаева, Заслуженный деятель Казахстана

Технический руководитель проекта – Виктор Караре

Директор оперной труппы – Меир Байнеш, Заслуженный деятель Казахстана

Сценическая пластика – Николай Коршунов

Режиссеры, ведущие спектакль – Алтынганым Ахметова, Айнур Халелова

Просим учесть: в спектакле принимают задействованы животные (козлик)

Билеты, приобретенные в ГТОБ «Астана Опера», подлежат обмену и возврату только в случаях отмены или переноса спектаклей. Во всех иных случаях возврат и обмен не производится.