ПРЕМЬЕРА «Маленькая смерть» (вечер балета)
2022 / 2023 Большой зал Х сезон
13 мая * суббота * 18.00
14 мая * воскресенье * 18.00
ВЕЧЕР БАЛЕТА
В двух отделениях
1 отделение
«Шопениана» на музыку Ф.Шопена в хореографии М.Фокина
2 отделение
Одноактные балеты «Маленькая смерть» (премьера) и «Шесть танцев» на музыку В.А. Моцарта в хореографии Иржи Килиана
Продолжительность: 1 час 30 минут (с одним антрактом)
Просим обратить внимание, что возрастное ограничение составляет 10+.
Дирекция оставляет за собой право замены исполнителей и исполняемых произведений
Исполняют артисты балета «Астана Опера» в сопровождении симфонического оркестра театра.
Дирижеры – Руслан БАЙМУРЗИН, Элмар БУРИБАЕВ
Художественный руководитель балетной труппы – Алтынай АСЫЛМУРАТОВА, Народная артистка России
Режиссер, ведущий спектакль – Эльмира СУЛТАНГАЗИНА
«ШОПЕНИАНА»
(одноактный балет на музыку Ф.Шопена)
Хореография Михаила Фокина
Возобновление Агриппины Вагановой (1931)
Декорации и костюмы на основе эскизов Александра Бенуа, Ореста Аллегри
Балетмейстер-постановщик – Алтынай Асылмуратова, Народная артистка России
Ассистенты балетмейстера-постановщика – Константин Заклинский, Заслуженный артист России, Елена Шерстнева
Сценография – Виктор Караре
Художник по костюмам – Арасель Досмуратова
Художник по свету – Винченцо Рапони
В 1908 году Михаил Фокин сочинил бессюжетную зарисовку, как сам говорил, «в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление лёгкости, чего-то неземного, фантастического. …Я старался не удивлять новизной, а вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего развития. Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так».
Вся сюита, сотканная хореографом из мимолетных видений, созвучных музыке Шопена, пленяла зрителя задумчивой красотой.
__________________
Одноактные балеты на музыку В.А.Моцарта
в хореографии Иржи Килиана
«МАЛЕНЬКАЯ СМЕРТЬ»
(премьера)
Концепция постановки, хореография, сценография – Иржи КИЛИАН
Ассистент хореографа – Стефан ЖЕРОМСКИ
Дизайн костюмов – Йоуке ВИССЕР
Дизайн света – Иржи КИЛИАН
Реализация светового дизайна – Юп КАБОРТ
Художник по свету и заведующий постановочной частью – Юст Бигелар
Балет «Маленькая смерть» создан на музыку В.А.Моцарта (медленных частей двух фортепианных концертов) к показу на Зальцбургском фестивале к 200-летию со дня смерти В.А.Моцарта в 1991 году.
Заглавие «Маленькая смерть» глубоко и метафорично. «Маленькой смертью» французы называют кульминацию плотских наслаждений, но Килиан очарован многообразием любовных отношений – от невинных прикосновений до страстных переплетений тел.
Шесть адажио, возникающих из медитативных массовых композиций, – шедевр удивительного взаимопроникновения великолепной музыкальной основы и филигранной пластики. Тела послушны прикосновениям партнеров и дыханию музыки.
Здесь любовь и смерть идут рука об руку. Балет исполняют шесть мужчин и шесть женщин. В руках мужчин-танцоров мелькают то острые рапиры, то обнаженные женские тела. Дуэты в «Маленькой смерти» наполнены чувственностью, но при этом Иржи Килиан вовсе не акцентирует тему плотской любви: напротив, божественная гармония его хореографии приводит к тому, что очевидная сексуальность дуэтов вдруг утрачивает всякую телесность, а эротизм – свою однозначность. Не случайно этот балет Килиана критики назвали «любовной лирикой высочайшей пробы».
* * *
«ШЕСТЬ ТАНЦЕВ»
Хореограф – Иржи Килиан
Ассистент хореографа – Ширли Эссебум
Дирижер-постановщик – Арман Уразгалиев
Сценография и костюмы – Иржи Килиан
Свет – Ирижи Килиан (концепция)
Реализация светового дизайна – Юп Каборт
Художник по свету и заведующий постановочной частью – Юст Бигелар
Балет «Шесть танцев» был создан Иржи Килианом в 1986 году, когда отмечалось 230-летие со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта. И это, наверное, один из самых известных комических балетов, который входит в так называемый цикл «Черно-белых балетов». С тех пор эта постановка – в числе самых востребованных. У Иржи Килиан особый фирменный стиль, далеко вышедший за рамки классического «канона». Он обрёл стойкую репутацию хореографа-философа, исследующего больше глубины человеческой натуры, чем физические возможности тела, и славится своей феноменальной музыкальностью. Сегодня за право ставить танцевальные композиции чешского гения современного балета, танцевального Пикассо, Иржи Килиана сражаются многие театры всего мира.
«Два века отделяют нас от времени, когда Моцарт написал свои «Шесть танцев». Это огромный отрезок истории, наполненный войнами, революциями и различными социальными потрясениями. Учитывая это, я посчитал неправильным просто создать ряд неких танцевальных номеров, отражающих лишь юмор и музыкальное великолепие композитора, вместо этого я поставил шесть бессмысленных, на первый взгляд, композиций, которые явно не вписываются в окружающую действительность. Они кажутся очень маленькими перед лицом мира, такого сложного и беспокойного, который, тем не менее, каждый из нас по каким-то непонятным причинам носит у себя в душе. И хотя развлекательная составляющая «Шести танцев» Моцарта пользуется большой популярностью, не стоит приравнивать их к бурлеску. Юмор произведения призван служить средством указания на относительность наших ценностей».
Иржи Килиан
АРТИСТЫ БАЛЕТА, СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР «АСТАНА ОПЕРА»
Билеты, приобретенные в ГТОБ «Астана Опера», подлежат обмену и возврату только в случаях отмены или переноса спектаклей. Во всех иных случаях возврат и обмен не производится.