Статистика рынка развлечений
2023 год обозначился ростом сферы развлечений в Казахстане. По данным компании «Тикетон», объем отрасли вырос на 30% по сравнению с показателями 2022 года, составив 56,9 миллиардов тенге. Сфера представляет кинопрокат, театральные постановки, концерты и спортивные мероприятия в Казахстане.
Наибольший прирост в 2023 году отмечен в спортивных +87% и гастрольных +66% мероприятиях.
В 2024 году компания ожидает роста отрасли еще на 22% и оборота в около 69 миллиардов тенге. На развлекательные мероприятия казахстанцы тратят в среднем, 16 тысяч тенге в месяц. Около 3,5 миллионов жителей страны хотя бы раз в год посещали развлекательные ивенты, а примерно 2,3 миллиона делают это постоянно. Также, приблизительно 1,7 миллионов соотечественников покупают билеты через платформу «Тикетон».
На кинопоказы в 2023 году, по данным «Тикетон», было куплено 20,6 миллионов билетов, на концерты — 1,3 миллион билетов, на различные спортивные мероприятия — 0,67 миллионов билетов, на театральные постановки — 0,51 миллионов билетов.
Сфера кинопроката в Казахстане — самая массовая и самая доступная для потребителя. В 2023 году казахстанские фильмы отобразили занятную динамику в прокате.
Виктория Торгунакова, генеральный директор компании
«Несмотря на то, что доля сборов казахстанских фильмов по сравнению с иностранными составила 32,9%, когда зарубежных 67,1% — это, пожалуй, лучший показатель за историю наблюдений нашей компании, тем более, что доля отечественных фильмов на экранах кинотеатров — всего 15%».
Самый востребованный в Казахстане фильм прошлого года — отечественная картина «Таптым-ау сені», ее сборы равны 1,54 миллиардов тенге. Второе место в рейтинге фильмов по посещаемости в 2023 году занял «Аватар: путь воды», добравшись к отметке в 1,17 миллиардов тенге сборов. Третье место досталось фильму «Форсаж 10» с бокс-офисом в 1,10 миллиард тенге. В целом, из топ-20 самых кассовых фильмов года шесть — казахстанского авторства.
Статистика отмененных мероприятий тоже привлекает внимание. Из 1743 всех концертных мероприятий, анонсированных 2023 году, 222 было отменено. Из них казахстанских отмененных событий — 93, российских — 100, остальных зарубежных отмененных — 22.
Занимательную динамику показали события, куда были распроданы все билеты. Первые три места по количеству всех проданных билетов заняли футбольные игры в рамках отборочных матчей на Euro-2024: Казахстан — Сан-Марино — 27 434 всех проданных билетов, Казахстан — Финляндия — 26 392, Казахстан — Северная Ирландия — 25 678. Также в пятерке лидеров — фестиваль гик-культуры, ставшим популярным в последние годы Comic Con Astana — 19 340, и Kostanay Music Fest — 15 806. Аншлаги на эти события были достигнуты только благодаря онлайн-продажам билетов.
Отталкиваясь от показателей рынка, с 2017 года «Тикетон» проводит ежегодную премию Ticketon Awards. Она освещает достижения талантливых деятелей в сфере современной казахстанской культуры, искусства, спорта и общественной жизни Казахстана. Ticketon Awards — одна из самых масштабных в стране, охватывающая 34 номинации с более 300 номинантами в 7 категориях. Цель премии — определить лучшие творческие работы в разных творческих жанрах, добиться признания и поощрить талантливых людей, а также привлечь внимание страны к сохранению и развитию культурных традиций.
Виктория Торгунакова, генеральный директор компании
По мере развития социокультурного самосознания казахстанского общества появилась идея создать в этом году новые номинации: «Социальная инициатива», «Герой сети», «Проект мирового масштаба», «Культурно-образовательный проект», «Образовательное событие», «Цирковое представление». Мы надеемся, что в этот раз премия вдохновит победителей и номинантов на новые творческие задумки и их яркую реализацию.