"Бетховен-Бессмертие-Любовь" (AstanaOpera)
2020 / 2021 Большой зал VIІІ сезон
20 / 23 февраля * суббота / вторник * 17.00 / 19.00
Внимание! Возрастное ограничение для людей старше 65 лет.
«Бетховен – Бессмертие – Любовь»
Балет в 2-х актах
на музыку Л. ван Бетховена, И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Д.Хаубриха
Автор либретто и хореограф-постановщик – Раймондо Ребек
Дирижер-постановщик – Абзал Мухитдин, Заслуженный деятель Казахстана
Сценограф и автор концепции светового дизайна – Йоко Сеяма
Ассистент художника по свету – Валерио Тибери
Художник по костюмам – Роса Ана Чанза
Ассистент художника по костюмам – Арасель Досмуратова
Художник по проекциям – Серджио Металли
Главный хормейстер – Ержан Даутов, Заслуженный деятель Казахстана
Заведующий оперной труппой – Азамат Желтыргузов, Заслуженный деятель Казахстана
Ассистент дирижера-постановщика – Руслан Баймурзин
Соло на рояле – Долорес Умбеталиева
Художественный руководитель балетной труппы – Алтынай Асылмуратова, Народная артистка России
Хореограф Раймондо Ребек известен нашему зрителю по одноактному балету How long is Now? («Сколько длится Сейчас?»), который с успехом идет на сцене театра.
Музыкальной основой стали произведения самого Бетховена (в том числе знаменитая Девятая симфония с участием хора), а также Баха, Гайдна, Моцарта и современного композитора Дирка Хаубриха.
Балет рассказывает о трагедии и триумфе великого творца, спутниками жизни которого стали Болезнь, Страдание, Любовь и Вдохновение.
Продолжительность – 2 часа 15 минут (с одним антрактом)
АРТИСТЫ БАЛЕТА, СОЛИСТЫ ОПЕРЫ, СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР И ХОР ТЕАТРА «АСТАНА ОПЕРА»
Уважаемые зрители, во время антракта просим вас соблюдать социальную дистанцию и масочный режим
* * *
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
I АКТ
Картина 1. Похороны Бетховена
Вена, 1827 год.
Смерть Бетховена потрясла венское общество. Чтобы отдать последние почести композитору, на его похороны собралась не только вся элита австрийской столицы, но и толпы простого народа.
Музыка Бетховена известна во всем мире, слава ее творца не знает границ.
На похоронах появляются и неизменные спутники жизни Бетховена – Болезнь и страдание, любовь к музыке и вдохновение, а также его Бессмертная Любовь. Но теперь над великим музыкантом уже ничто не властно – ни время, ни пространство.
Картина 2. Болезнь
Докучливый предвестник будущей трагедии и спутник юных лет Бетховена – появляется страшная для музыканта Болезнь – глухота. Нет ничего страшнее для композитора! Она угнетает и создает мрачную атмосферу.
Картина 3. Юный Людвиг
Отец Бетховена воспитывает вундеркинда-сына в строгости. В доме царит жесткий распорядок: мать и два младших брата тоже обязаны каждый день посещать уроки отца.
Но кроме родных в комнате присутствует Эвтерпа – муза вдохновения и любви к искусству, а также неотступно следующие за юным гением Болезнь глухоты и страдание – как тени дурного предзнаменования.
Свободным от жесткой родительской опеки Бетховен становится лишь во время запоев отца. Тогда в уединении он может свободно предаваться поискам совершенства. Возникает мучительный тройственный союз: Бетховен – Эвтерпа – Болезнь. И если Эвтерпа дарит композитору жажду творчества, то Болезнь препятствует, посылая страдание.
Высокое классическое искусство напоминает хрусталь – оно прекрасно в своей отточенной форме, ясно и точно по содержанию. Чистота, прозрачность, изящная огранка хрусталя обладают способностью передавать игру света.
Аристократия и дворянство Вены представляют собой такое «хрустальное общество». Сам Бетховен, его музыка и свет, который она излучает, нужны человеку для того, чтобы отражаться в них и познавать самого себя, свои лучшие чувства и мысли.
В уникальном «Хрустальном дворце» благородное венское общество празднует, наслаждаясь присутствием Бетховена и великолепием его музыки.
Праздничный бал прохладен и прозрачен, словно хрусталь.
Но среди этого великолепия Бетховен испытывает одиночество, страх и тоску. В какой-то момент он случайно замечает появление женщины в красном – его Бессмертной Любви.
В стремлении достичь совершенства в искусстве Бетховен обращает взор к своим кумирам – двум музыкальным гениям – Гайдну и Моцарту. Оба выходят из своих парадных портретов, а затем появляется и Эвтерпа. Вместе они наполняют пространство комнаты атмосферой творческого вдохновения.
II АКТ
Картина 5. Бессмертная Любовь
Бетховен остается наедине со своей Бессмертной Любовью. Она символизирует его желание быть любимым, стремление к удовлетворению плотских вожделений. Это момент наивысшей любовной страсти и одновременно зарождающегося внутреннего конфликта, вызванного необходимостью выбора между искусством и чувством к женщине, который к тому же осложняется тяжелыми жизненными обстоятельствами.
В конце концов, Бетховен должен сделать выбор. Под бременем душевных мук, зарождающейся глухоты и неизбывных бытовых тягот он принимает решение следовать за Эвтерпой. Отныне самым верным его спутником становится одиночество.
Картина 6. Последние годы жизни
Бетховен разрывается. Его решение отказаться от своей Бессмертной Любви в пользу искусства побуждает к творчеству. Но в то же время глухота заставляет его страдать и пытаться преодолевать, казалось бы, непреодолимые обстоятельства. Он борется за каждую ноту, за каждый миг улучшения состояния.
Изолированный от общества и внешнего мира, он сталкивается с тенями своего прошлого.
Симфония №9 – неподвластная времени! Вечная! Бессмертная!
Ее Финал, в котором хор исполняет оду "К радости" на слова Фридриха Шиллера, олицетворяет борьбу человеческого духа, жаждущего чистой радости, вне боли и страданий, но которому не суждено испытать ее во всей полноте и чистоте.
Бетховен сочинил свое утопическое произведение не для современников, а для потомков.
Райская атмосфера передана в белом цвете – символе вечности и бессмертия.
Бетховен стоит один. Он неподвластен времени и пространству!