Scorpions в Алматы

Балеты серебряного века М.Фокина. ШЕХЕРАЗАДА. ШОПЕНИАНА. (AstanaOpera)

 

2020 / 2021                 Большой зал                          VIІІ сезон

13-14 апреля * вторник / среда * 19.00

 

Құрметті көрермендер!

 

65 жастан асқан адамдардың театрға келуіне уақытша тыйым салынғаны туралы еске саламыз.

(Негіздеме: Нұр-Сұлтан қаласының бас мемлекеттік санитариялық дәрігері С.С.Бейсенованың қолы қойылған «Нұр-Сұлтан қаласындағы шектеу және карантиндік шаралары туралы» 02.02.2021 жылғы № 5 қаулының 1.5-тармағы)

 

Сонымен қатар үзіліс кезінде әлеуметтік арақашықтық пен маскалы режимді сақтауды сұраймыз.

 

Балеты Михаила Фокина

 

«Шопениана» на музыку Ф.Шопена,

«Шехеразада» на музыку Н.А.Римского-Корсакова

из цикла «Балеты Серебряного века»

Балеты Михаила Фокина

 

«Шопениана» на музыку Ф.Шопена,

«Шехеразада» на музыку Н.А.Римского-Корсакова

из цикла «Балеты Серебряного века»

 

 

На рубеже XIX и XX веков выразителем новых веяний, новых идей в русском балете стал талантливый балетмейстер М.Фокин. Он внёс крупный вклад в русское балетное искусство, расширил круг идей и образов, обогатил его новыми формами и стилями.

 

 

«ШОПЕНИАНА»

(одноактный балет на музыку Ф.Шопена)

 

Хореография Михаила Фокина

Возобновление Агриппины Вагановой (1931)

Декорации и костюмы на основе эскизов Александра Бенуа, Ореста Аллегри

 

 

Балетмейстер-постановщик – Алтынай Асылмуратова, Народная артистка России

Дирижер-постановщик – Арман Уразгалиев

Ассистент балетмейстера-постановщика – Константин Заклинский, Заслуженный артист России / Елена Шерстнева

Сценография  – Виктор Караре

Художник по костюмам – Арасель Досмуратова

Художник по свету – Винченцо Рапони

 

 

В 1908 году Михаил Фокин сочинил бессюжетную зарисовку, как сам говорил, «в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление лёгкости, чего-то неземного, фантастического. …Я старался не удивлять новизной, а вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего развития. Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так».

Вся сюита, сотканная хореографом из мимолетных видений, созвучных музыке Шопена, пленяла зрителя задумчивой красотой.

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Юноша –              Еркин РАХМАТУЛЛАЕВ, Заслуженный деятель Казахстана /

                              Жананур ЖАНАБЕКОВ

 

Седьмой вальс –          Айгерим БЕКЕТАЕВА, Заслуженный деятель Казахстана /

                                               Шугыла АДЕПХАН

 

Одиннадцатый вальс –         Молдир ШАКИМОВА /

                                      Аделина ТУЛЕПОВА

 

Прелюд –                     Марико КИТАМУРА /

                                      Анастасия ЗАКЛИНСКАЯ

 

 

*   *   *   *   *   *   *

 

 

«ШЕХЕРАЗАДА»

(одноактная хореографическая драма на музыку Н.Римского-Корсакова)

 

Сценарий Михаила Фокина по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»

Хореография Михаила Фокина (1910). Реконструкция Андриса Лиепы

Декорации и костюмы на основе эскизов Льва Бакста

 

Хореограф-постановщик – Андрис Лиепа, Народный артист России

Ассистент хореографа-постановщика – Светлана Романова

Дирижер-постановщик – Арман Уразгалиев

Художник-постановщик – Анатолий Нежный

Художник по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалева

Художник по свету – Виталий Давыдкин

Художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера» –

Алтынай Асылмуратова, Народная артистка России

 

 

Во дворце скучающего султана Шахриара развлекают одалиски и любимая жена Зобеида. Здесь же младший брат султана Шахезман, он разуверился в женщинах после измены своей любимой жены. Не верит он и жёнам брата и предлагает брату испытать их верность. Оба султана уезжают на охоту, жены трогательно провожают их. Однако сразу после отъезда хозяев они подкупают главного евнуха, который открывает двери гарема. Врываются чёрные невольники, и начинается беззастенчивый разврат. Царит и здесь Зобеида, развлекаясь со своим любимым Рабом. В разгар «веселья» возвращаются братья. Шахезман торжествует, Шахриар в гневе велит казнить всех на месте. Слуги султана саблями поражают одалисок, евнухов и чёрных рабов. Султанша Зобеида, которой супруг верил больше чем себе, полагаясь на свою власть над Шахриаром, пытается умилостивить его. Султан не в силах отдать приказ об её казни. Но коварный брат презрительно указывает на зарубленного любовника Зобеиды. Шахриар даёт знак палачам, но жена успевает выхватить у султана его кинжал и поразить им себя. Шахриар рыдает над трупом неверной, но любимой женщины.

 

 

ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Шахриар –               Жанибек ИМАНКУЛОВ /

                                    Рахметулла НАУАНОВ

 

Шахезман –           Ильдар ШАКИРЗЯНОВ /

                                 Ерлан ЖАМБУЛАЕВ

 

Зобеида –                 Анастасия ЗАКЛИНСКАЯ /

                                    Анель РУСТЕМОВА, Заслуженный деятель Казахстана

 

Золотой раб –       Бахтияр АДАМЖАН, Заслуженный деятель Казахстана /

                                 Серик НАКЫСПЕКОВ

 

Главный евнух –     Олжас МАХАНБЕТАЛИЕВ /

                                    Жанадил БЕЙСЕМБИЕВ

 

 

 

АРТИСТЫ БАЛЕТА, СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР «АСТАНА ОПЕРА»

 

 

Продолжительность – 1 час 55 минут (с одним антрактом)