97 человек за последний час интересовались этим событием.

КАФЕ ИДИОТ. Фестиваль "Откровение"

Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»

в номинации «Современный танец/Спектакль»

КАФЕ ИДИОТ

Театр танца и интерактивная графика

по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

КАФЕ ИДИОТ. Фестиваль Kazakhstan Showcase

Хореография: Александр Пепеляев

Музыка: Ник Берч (Швейцария), шлягеры прошлых лет

Художник по костюмам: Сергей Илларионов

Исполняют артисты театра «Балет Москва»:

Камила Абузова

Мария Бодрова

Галина Грачева

Ирина Лобкова

Ольга Тимошенко

Роман Андрейкин

Роман Бородин

Алексей Нарутто

Илья Романов

Константин Челкаев

Александр Шуйский

 

«Кафе Идиот» – долгожданная совместная работа театра «Балет Москва» и хореографа Александра Пепеляева, ведущего представителя российского и европейского современного танца.

Этот спектакль - коллекция впечатлений, навеянных интригующими особенностями романа Ф.М. Достоевского "Идиот", и выраженных на языке современного танца и интерактивной графики. Движение - тема коллекции, поэтому в нее собраны впечатления от игр со временем, от недосказанности и фатальной незавершенности диалогов, от масок и плясок авантюрного романа и античного карнавала, парадоксально различимых сквозь ткань произведения.

О своей новой работе Александр Пепеляев отзывается так – это «мысли о мыслях», пропущенные через призму танца, звука и видео–эффектов.

«Я могу сказать, что ставлю о том, как человек сам себя мучает, сам себе отрезает свое счастье. Но все это пустые фразы.  Я хочу, чтобы эти ощущения возникали у зрителя самостоятельно. Чтобы зрители уходили с клубком неразрешенных мыслей, эмоций. С эдаким after effect» У нас нет ни одного слова из Достоевского. Мы можем оперировать только его темами. И мы не хотим и не можем рассказать роман, это бессмысленное занятие. Мы все равно ничего не сможем объяснить в театре. Мы можем сыграть сюжет, но самое важное происходит не в тексте».

«Кафе Идиот» - это яркий образец визуального театра. Вы не узнаете сюжет “Идиота”, но поймете его суть. Вы не увидите привычных героев, но узнаете их многоликость и двойственность.

Двойственность есть и в названии работы Пепеляева. «Кафе Идиот» отсылает нас и к классическому русскому роману, и к знаковому спектаклю визуального театра - «Кафе Мюллер» легендарного хореографа Пины Бауш.

Все не случайно. В 2015 году – когда спектакль был представлен на суд зрителя - весь мир отметил 75 лет со дня рождения Пины Бауш, а в России этот был год объявлен Годом Литературы.

У спектакля счастливая судьба. С неизменными аншлагами «Кафе Идиот» идет в Москве на сцене Центра им.Вс.Мейерхольда вот уже второй сезон. Помимо этого полностью и по частям спектакль был показан на Курском вокзале, в саду Эрмитаж и даже на Красной площади!

ХОРЕОГРАФ АЛЕКСАНДР ПЕПЕЛЯЕВ

Окончил химический факультет МГУ (1989) и факультет режиссуры драмы ГИТИСа (1990) − курс Анатолия Васильева. С 1990 года  как хореограф сотрудничает с театрами и танцевальными компаниями в России и за рубежом, среди которых Екатеринбургский центр современного искусства, Эстонская академия музыки, Европейский центр развития танца в Арнеме (Нидерланды), Академия танца в Стокгольме, Юниор Данс Компани, Копенгаген, Театральная академия Хельсинки, «Aurinkobaletti», Турку, Летняя школа танцев ЦЕХ, American Dance Festival.

В 1994 Александр создал собственный проект «Кинетический театр», посвященный синтезу современной хореографии и современного текста, а с 2000 по 2010 являлся художественным руководителем Международного центра танца и перформанса ЦЕХ. Преподает в театральных и хореографических академиях и школах России, Европы, США.

Его работы отмечены премией Bessies (Нью-Йорк, США) «за бесстрашную реанимацию балета» «Лебединое озеро», театральным фестивалем DRAAMA 2003 (Тарту, Эстония) за «расширение театральных границ». Александр также является обладателем приза за лучшую работу хореографа-постановщика «Вид русской могилы из Германии» на международном конкурсе хореографов Rencontres Choregraphique Internationales de Seine-Saint-Denis (Франция).

Пресса о спектакле

Александр Пепеляев, разумеется, не пересказывает роман: череда ритмически и эмоционально контрастных сцен позволяет лишь угадывать знакомые эпизоды. Цитаты из Достоевского режиссер включает в спектакль трижды: прочитанные наивным детским голоском без тени пафоса и надрыва, они придают танцевальным эпизодам жутковато-беспощадную прозрачность. Как и роман, спектакль балансирует на грани жестокой мелодрамы, психологического триллера, криминальной хроники, карнавального безумия и ярмарочного балагана. Тут и окутанный зеленоватым сиянием нож, медленно проползающий по воздуху, чтобы воткнуться в грудь жертвы; тут и бегающие по стенам — в буквальном смысле — Рогожины; и Мышкины, являющиеся, как привидения, прямо из зеленых обоев; и расслабленно-вымороченный кайф инфернальной дискотеки; и дефиле на высоких шпильках.

Но самое сильное в этом гиньоле, конечно, сам танец — эмоционально щедрый, технически довольно сложный, лексически разработанный гораздо подробнее, чем обычно у Пепеляева, благо микс из жесткой музыки Ника Берча и ностальгических западных шлягеров прошлого века позволяет экспериментировать в разных стилях и жанрах. На сей раз хореограф находит необходимые слова-движения для каждого персонажа в каждом конкретном эпизоде, будь то роскошное трио князя, Рогожина и Настасьи Филипповны, в котором танцевальные фразы, повторенные в разных темпах и интонациях, передают всю безысходность переплетения любви-ненависти, или центральный дуэт Мышкина и Рогожина с оригинальными поддержками, зримо обрисовывающий безнадежную нерасторжимость и разительное несходство персонажей.
Татьяна Кузнецова, «Коммерсант»

Постановщик отсылает не только к Достоевскому, еще к Пине Бауш с ее гениальным манифестом визуального театра "Кафе Мюллер", когда-то перевернувшим мир и чуть позже одну шестую часть суши. Ее зоркий подход к жизни с ее величием и абсурдом никогда прежде не оживал на сцене в такой полноте. Доступен ли "Идиот" для таких препараций - да, вполне доступен. Если уж кто и имеет основания брать для танц-спектакля любой литературный текст, так это Пепеляев. Не только потому, что новый спектакль хорош. Пепеляев находит общий язык с труппой современного танца обновленного "Балета Москва" с умным директором Еленой Тупысевой, и в его распоряжении собственные мысли, танцовщики-артисты да подкрепление в лице давно проверенных коллег.

Лейла Гучмазова, «Российская газета»

Возраст 16+

* автор фото Руст2D