Смерть Тарелкина
Пьеса Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» была написана им в результате сильнейшей психологической травмы (обвинение в убийстве по делу француженки Симон Деманш), разделившей жизнь автора на «до» и «после». Пьеса является третьей частью его драматической трилогии «Картины прошедшего» объединенной одним сюжетом. Но была она допущена к постановке на театре лишь через 30 лет после написания, в 1899 году.
Сюжет истории детективный, по своей сути: мелкий чиновник Тарелкин, замученный кредиторами, затаил обиду на своего начальника Варравина, так как при дележке взятки оказался забытым и неучтённым. Тарелкин решает отомстить своему патрону и ворует у него личную переписку, возможно, описывающую его коррупционные схемы, а возможно, порочащие его честь, или просто высмеивающую то, над чем чиновнику высшего эшелона смеяться запрещено. Тарелкин собирается шантажировать этим Варравина. Он инсценирует собственную смерть, выдавая себя за другого – Сил Силыча Копылова. Варравин же пытаясь любыми способами найти свои письма у умершего, прибегает к переодеванию, выдавая себя за отставного капитана Полутатаринова. Однако в момент поиска начальник понимает, что его подчиненный жив: Копылов это переодетый Тарелкин; а значит и письма у него.
Сценическое пространство спектакля это мир игры, парадокса, нарушенных законов логики и черного юмора, пространство, где для того чтобы превратиться в другого человека достаточно всего лишь надеть очки, переодеться и начать хромать.
Спектакль «Смерть Тарелкина» - это мистический фарс, в котором режиссер вместе с актерами исследует тему обмана, как абсурдную основу власти над другими.