Гастроли КазНТОБ им. Абая «Кармен-сюита», «Шехерезада»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТ «АСТАНА ОПЕРА»
28 мая *воскресенье* 18:00
ГАСТРОЛИ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ В АСТАНЕ
Ж. Бизе - Р. Щедрин
«КАРМЕН-СЮИТА»
Балет в 1-м действии
Продолжительность 45 минут (без антракта)
Просим обратить внимание, что возрастное ограничение составляет 10+.
Дирекция оставляет за собой право замены исполнителей
Либретто и хореография А. Алонсо по новелле П. Мериме
Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года
Премьера в КазНТОБ имени Абая – 14 апреля 2006 г.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА:
Балетмейстер - постановщик – Тимофей Лавренюк
Художник - постановщик – Борис Мессерер Народный художник РФ
В 1964 году Майе Плисецкой исполнилось 39 лет. Она была ведущей балериной Большого театра, Народной артисткой СССР и женой выдающегося композитора Родиона Щедрина. Майя танцевала ведущие партии в таких знаменитых балетах, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель» и «Раймонда». Однако талантливой и полной сил артистке хотелось большего, а именно она мечтала воплотить на сцене героиню, о которой грезила с начала своей сценической карьеры. Кармен - именно этот образ до такой степени не давал Плисецкой покоя, что она сама по новелле Мериме и опере Бизе начала сочинять либретто балета.
Прошло несколько лет и мечта балерины так бы и оставалась мечтой, если бы не счастливый случай, который привел в Москву на гастроли кубинский балет во главе со знаменитым балетмейстером Альберто Алонсо. Побывав на спектакле гостей и увидев их хореографию, Майя поняла, что это именно то, о чём она мечтала долгие годы. Долго не раздумывая, Плисецкая обратилась к Алонсо с просьбой поставить для неё одноактный балет «Кармен».
Свободную виртуозную обработку музыки из оперы «Кармен» и «Арлезианки» Щедрин сделал в очень короткий срок. Всего двадцать дней и транскрипция, рассчитанная на струнные и ударные инструменты, была готова.
Сценическая жизнь балета «Кармен-сюита» начиналась весьма нелегко, но сегодня он ставится и исполняется по всему миру. «Кармен» не умерла, как предрекали недоброжелатели, а с каждой новой постановкой обретает новую жизнь и новый облик.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Кармен – Малика Ельчибаева
Хозе – Азамат Аскаров
Тореро – Нельсон Пенья Нунез
Рок – Наргиз Мирсеидова
Табачницы – Акбота Бекболатова, Гульбаршын Касаболат
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР и АРТИСТЫ БАЛЕТА КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ
Либретто
Кармен! Темпераментная и смелая. Она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Чары цыганки всесильны, и Хозе покорен, но душа Кармен жаждет нового. Это Тореро. Хозе не хочет верить, что она разлюбила. Но Кармен неумолима, между ними все кончено. Судьба Кармен, как и судьба Тореро и быка всегда на грани жизни и смерти. Стремление Кармен к свободе мысли, поступка приводит ее к конфликту – к трагедии. Нельзя жить правдой страсти среди людей, которые не следуют логике чувства. Гордая, смертью она утверждает свою свободу.
Н.А. Римский-Корсаков
«ШЕХЕРЕЗАДА»
Балет в 1-ом действии
Продолжительность 45 минут (без антракта)
Просим обратить внимание, что возрастное ограничение составляет 10+.
Дирекция оставляет за собой право замены исполнителей
Либретто А. Бенуа на сюжет сказки из «Тысяча и одной ночи»
«О царе Шахриаре и его брате»
Мировая премьера состоялась 4 июня 1910 года в Гранд-опера
Премьера в КазНТОБ имени Абая – 25, 26 мая 2013 г.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА:
Дирижер - постановщик– Арман Уразгалиев
Хореограф-постановщик Тони Канделоро (Италия) на основе оригинальной хореографии Михаила Фокина.
Костюмы и декорации по эскизам Л. Бакста, а восстановлены Тони Канделоро, Даниэле Амента
Директор постановки – Гуидо Риччи
Новая постановка балета «Шехерезада» в нашем театре служит доказательством понимания современных тенденций в хореографии, которые Дягилев продемонстрировал профессионалам и любителям классического балета своими «Русскими Сезонами» («Ballets Russes») в Европе. Подобные балеты с 1909 по 1929 годы явились символом авангардного движения в культуре ХХ века.
В творениях русского балета музыка, поэзия, живопись объединяются вокруг танца, который впервые в истории хореографии играет фундаментальную роль в культурных и стилистических изменениях нового века.
Париж был поражен сценическими идеями Леона Бакста. Его шикарные восточные мотивы очень сильно влияют на женскую моду и внутреннее декорирование домов и интерьеров.
Танцоры больше не были привязаны к отдельным техническим вариациям и мимическим выражениям, как в 19 веке. Новый гений хореографии Михаил Фокин создает хореографические драмы, где интерпретатор должен объединить воедино актерскую технику и стиль, для точной передачи характера представляемого им персонажа.
«Шехерезада» в данной версии для Театра оперы и балета им. Абая, была поставлена Тони Канделоро, который лично знал и работал с некоторыми артистами последнего поколения русского балета.
Спектакль знакомит публику с одной из главных работ хореографа Михаила Фокина.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Зобейда – Малика Ельчибаева
Шахриар, султан – Амир Жексенбек
Земан, брат Шахриара – Даурен Женис
Золотой раб, фаворит Зобейды – Архат Аширбек
Главный евнух – Даурен Нуржанов
Евнухи, одалиски, танцовщицы-фаворитки, альмеи, музыканты, воины, рабы
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР и АРТИСТЫ БАЛЕТА КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ
Либретто
В шахском гареме Зобейда пытается умилостивить мужа. Но Шахриар мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха неверны. Зобейда вновь пытается смягчить сердце повелителя, но он непреступен и бросает вокруг подозрительные взгляды. Танец трех альмей не в силах отвлечь Шахриара от тяжких дум. Он объявляет, что отправляется на охоту. Зобейда умоляет его остаться, но шах со свитой удаляется. Обитательницы гарема упрашивают главного евнуха впустить в гарем их любовников — негров. Внезапно вернувшийся Шахриар застает жен, развлекающихся с любовниками. Его янычары кривыми саблями режут жен и рабов. Зобейда молит оставить ей жизнь, но, получив отказ, убивает себя. В наступившей тишине рыдает шах.